СДАЁМСЯ!

ВЗГЛЯД ОРГАНИЗАТОРА АКЦИИ
ПО РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ ВТОРСЫРЬЯ

Дарья Гурова
Комьюнити-менеджер, Ipsos UU

 

pic-00

Каждую вторую субботу мы с мужем встаём пораньше и начинается:
– Где палатка?
– В машине!
– Мешки?
– На балконе! Я сначала тебя высажу, потом за ребятами заеду!

 

Думаете, мы едем на природу с друзьями? Нет. Мы – координаторы районной акции в Выхине по сбору вторсырья от движения «РазДельный Сбор Москва» и их благотворительного проекта «Собиратор».

Свою акцию мы начали устраивать с июля 2019 года. До этого мы ездили на аналогичную станцию в подмосковные Люберцы. Такие акции набирают популярность. Если судить по нашей акции, то тенденция такая: в августе к нам на «сдачу» пришли 66 человек, а в октябре – уже 135.

 

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ

В России много перерабатывающих предприятий – от маленьких и узкоспециализированных линий до больших комбинатов. Какие-то остались ещё с советского прошлого (переработка макулатуры, стекла, металла, ртутных изделий), какие-то – абсолютно новые. Например, по данным Министерства экологии Московской области, на март 2018 года в Подмосковье 432 переработчика, и почти все из них испытывают дефицит вторичного сырья.

К сожалению, про раздельный сбор мало просветительской информации в жизни человека. Её легко найти в интернете, но заниматься этим будет только тот человек, который осознанно решил разделять вторсырьё. Обычного потребителя информация о переработке не касается, так как она не стоит на повестке дня.

Большая часть потребителей не разбирается в маркировках. Особенно всех ставит в тупик пластик. Шутка ли – разобраться во всех этих PET (1), PP (5), PS (6), HDPE (2), LDPE (4) и т.д. Тем более, на уровне того, в чём лучше покупать продукты.

Например, мало кто знает, что «пищевым» пластиком является полипропилен (PP, ПП, цифра 5) – он меньше всего вредит продуктам, особенно при разогреве. А вот полистирен (PS, ПС, цифра 6) – полистирен – наоборот, очень вреден. Хотя он часто является материалом для упаковки продуктов, например – йогуртов. Также из PS (6) делают одноразовую посуду, которую мы привыкли брать на шашлыки-пикники. Но этот материал становится ядовитым при взаимодействии с горячими продуктами.

Полиэтилен-терефталат (PET, ПЭТ, цифра 1) тоже не является панацеей – он не долго сохраняет свежесть продуктов, его нельзя использовать повторно. В бутылке из-под питьевой воды, если её использовать повторно, вода может стухнуть.

А небутылированный пластик (например, крышки от некоторых тортов), не пользуется популярностью у переработчиков.

Многих вводит в заблуждение формулировка «бумажный стаканчик». Бумажный стаканчик покрыт тонким слоем пластика, что делает его неперерабатываемым. К счастью, сейчас информация про обман «бумажного стаканчика» распространяется, и всё больше людей покупают кофе в свои кружки, а некоторые кофейни даже делают скидки таким осознанным покупателям.

Тетрапак также сложен для переработки. Проблема в том, что он очень многосоставен. Упаковку надо разобрать на все компоненты, а потом отдельно каждый переработать. В России единицы заводов перерабатывают тетрапак. Хотя большая часть напитков сейчас именно в такой упаковке. Это огорчает потребителей, потому что некоторые напитки не имеют аналогов в более экологичной упаковке. Например, обсуждая эту тему, я столкнулась с огорчением своей знакомой, которая не имеет возможность купить безлактозное молоко в другой таре:

‘‘А я живу на растительном молоке. И нигде, даже в Европе, не видела его в стекле или пластике. Так что, это вопрос не к покупателям, а к изготовителям...’’

Проблема возникает и с переработкой мягкого пластика – пакетами, плёнкой и т.п. Дело в том, что изготовители редко заморачиваются с маркировкой этого материала, а перерабатывающие заводы не всегда готовы работать с миксом пластика – каждый вид пластика перерабатывается при определённых условиях, так что, переработка одним способом нескольких видов пластика может ухудшить качество будущего вторсырья.

 

КАКАЯ ЖЕ УПАКОВКА САМАЯ ЭКОЛОГИЧНАЯ?

Вопреки распространённому мнению, это не бумага. Возможности её переработки не безграничны, с каждым разом количество вторсырья, получаемого из бумаги, становится всё меньше. Для многих видов упаковки используется новая, чистая бумага – а это вырубка новых лесов.

Лучше всего для упаковки, с точки зрения экологии и удобства для потребителя, использовать стекло или металл:

  • их можно перерабатывать неограниченное количество раз – они не потеряют от этого своих свойств;
  • так как культура раздельного сбора металла и стекла существовала ещё в Советском Союзе, заводов по переработке данных материалов достаточно в стране;
  • стекло и металл можно сдать в специальные контейнеры, которые устанавливают по городам, поэтому у потребителя не будет необходимости ждать акции – они смогут сдать стекло и металл по пути на работу;
  • есть пункты приёма стекла и металла за деньги – это также стимулирует сдавать вторсырьё на переработку;
  • стеклянные и металлические упаковки пригодны для повторного использования. Самый яркий пример – это стеклянные банки. Раз купив что-то в стеклянной банке, мы потом используем её неоднократно – для заготовок. Потом снова для заготовок. И ещё раз для заготовок. А металлические крышки нам в этом помогают.

 

Многие осознанные потребители сейчас переходят к покупке вещей, которые можно использовать повторно несколько раз.

В массовом сегменте можно привести пример в области гигиены – популярность набирают многоразовые ватные тампоны, предметы женской гигиены. В моду входит своя тара: многоразовые чашки для кофе, контейнеры для еды, эко-сумки и эко-мешочки для продуктов на развес.

Такой способ приобретения продуктов удешевляет товар для потребителя и для производителя – им не надо платить за упаковку.

 

НЕ ОПУСКАЕМ РУКИ И СДАЁМСЯ

Сдача вторсырья – отличный способ сэкономить на производстве. Многие переработчики готовы сотрудничать с бизнесом, забирая у них отходы на вторсырьё за вознаграждение.

Кафе, рестораны, закусочные и другие места общественного питания могут даже заказать вывоз пищевых отходов, которые, в дальнейшем, пойдут на переработку.

Примечателен также кейс с приёмом магазинами H&M одежды, а магазинами IKEA – постельного белья.

Согласно опросу Ipsos Trend Survey 2019, 75% россиян готовы сортировать мусор, если будут организованы контейнеры для раздельного сбора.