ПЕРСПЕКТИВЫ

Екатерина Рысева
Генеральный директор Ipsos в России

Россия переживает настоящий «бум» интереса к ответственному потреблению. Во многом эта тема пока декларативная, до полного внедрения и осознания пока далеко – особенно с учётом масштабов страны и неоднородности уровня жизни по городам и регионам. Тем не менее, общий информационный фон, который задают СМИ, государственные структуры и наиболее активные некоммерческие организации, создаёт общественное давление и формирует определённые новые социальные ожидания от людей относительно того, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

 

«Хорошо» – это заниматься спортом, следить за своим здоровьем, сортировать мусор и участвовать в благотворительности. «Плохо» – злоупотреблять фастфудом и, в принципе, переедать, разбрасывать мусор и использовать одноразовую посуду и упаковку. В теории, всё это просто и понятно. Но на практике у потребителей и у брендов возникает много вопросов.

 

Мы отмечаем большую вовлечённость со стороны потребителей, особенно молодых – их волнуют проблемы экологии, они стремятся к активному и здоровому образу жизни, участвуют в волонтёрской деятельности и неравнодушны к социальным вопросам. Первичная информация черпается в медиа и социальных сетях, но требуется продолжать и усиливать образование и информированность, искать способы менять привычки людей – то есть, делать «устойчивое» поведение более осознанным и системным.

 

Тема, о которой мы говорим, очень живая и многомерная. Внутри каждого тренда формируются и развиваются микротренды, различные варианты исполнения, увеличивая размерность и комплексность задачи. Аналогично тому, как устойчивое развитие подаётся ООН как осознанная масштабная программа, задаваемая 17-ю целями, бизнес, который заинтересован внести свою лепту, должен руководствоваться осознанностью на корпоративном уровне.

 

Первое понимание об устойчивом развитии во многом пришло к российским потребителям через крупный бизнес, который доносил эти идеи до своих сотрудников – предлагал программы заботы о здоровье, запускал раздельный сбор мусора, вовлекал в благотворительные и волонтёрские программы, терпеливо отвечая на вопросы, что это такое, и для чего это нужно.

 

Сегодня мы видим, как наличие практик устойчивого развития у коммерческих организаций становится необходимым фактором лояльности к компании её сотрудников. Те из них, кто принимают новую систему общественных ценностей, ищут их и у работодателя. Преимущество в выборе лучших талантов сейчас на стороне того бизнеса, который начинал внедрять устойчивые практики до того, как это стало мейнстримом. Остальным придётся догонять.

 

Несмотря на то, что от безразмерной задачи достижения бесконечного блага для всех мы перешли к 17-ти более конкретным формализованным целям, это не сделало задачу автоматически простой. С одной стороны, от компаний требуется чёткая расстановка приоритетов, с другой – потребитель, также оказавшийся в ситуации большой неопределённости, ждёт от брендов прозрачности и понятного донесения идей. Прозрачность определяет доверие, а доверие становится новой валютой. Ведь устойчивое развитие чего бы то ни было – отдельного человека, бренда, бизнеса или страны – без доверия невозможно.

 

В этом выпуске Ipsos Flair «Россия 2020. Устойчивое развитие: потребители и бренды в поисках ответов» мы собрали видение экспертов российской команды Ipsos, как меняется поведение людей под влиянием растущей волны внимания к устойчивому развитию. В первую очередь, это затрагивает такие сферы жизни, как здоровье, питание и экология. Но мы всегда открыты и готовы продолжить исследовать изменения поведения потребителей в любом важном для наших клиентов ракурсе. Будем рады вашим вопросам и комментариям. Будем рады продолжить обсуждение, ведь именно в диалоге рождается полное понимание.

pic-00