ЭВОЛЮЦИЯ ПРИВЫЧНОГО ПЕРЕКУСА В ПОЛЕЗНЫЙ СНЕКИНГ

Маргарита Гудимова
Старший менеджер проектов, Ipsos UU

 

pic-00

В процессе эволюции от многим знакомого с детства «не порти аппетит» до современного принятия перекусов как важной части здорового рациона изменилось и представление о том, каким должен быть правильный снек. Стоит ли производителям немедленно пересмотреть и «оздоровить» состав снеков или в выборе потребителя не всё так однозначно? Разбираемся в этой статье.

 

Изначально в российской культуре питания не было места не только для модного сейчас понятия «снек», но и для простого, хорошо знакомого всем перекуса. В советской традиции широко было распространено питание «по расписанию», включавшее в обязательном порядке три основных приёма пищи и, иногда, полдник. Его можно, отчасти, считать основой для современного отношения к перекусам среди россиян, хоть он и был «рекомендован», в первую очередь, детям – тогда как взрослые могли ограничиться и только основной едой. В остальное время утолять голод небольшими перекусами принято не было, и иногда могло даже порицаться – кто не слышал фразы «не порти аппетит, через два часа обед», не может в полной мере наслаждаться теми возможностями, которые есть у нас сейчас. Резкое расширение ассортимента в сторону небольших, скорее не полезных, но вкусных продуктов в 90-е заложило основу для формирования современного представления о перекусах. Особенно эти продукты порадовали молодую аудиторию – в первую очередь, школьники и студенты оценили не только яркие вкусы готовых снеков, но и сытность, которую они давали.

Старшая аудитория предсказуемо оказалась менее открыта к новинкам в своём рационе – сухарики, чипсы и тому подобные солёные продукты для них остались, скорее, простой закуской к алкоголю или ингредиентом рецептов, чем возможностью утолить голод. Более привычные продукты – такие, как конфеты, печенье, сухофрукты – допускаются более свободно, но и они не воспринимаются как перекус, а являются частью значительно более древней традиции русского чаепития.

Общее распределение сил в потреблении готовых снеков не изменилось, и к сегодняшнему дню – по данным исследования РосИндекс на 2018 год – школьники и студенты практически в два раза чаще потребляют готовые упакованные снеки, чем аудитория 45+.

Интересно то, что назвать чаепитие перекусом и, тем более, снекингом мы не можем – этот процесс в сознании многих людей требует гораздо большего уважения и внимания, чем простое утоление голода. Плюс чаепитие – понятие строго социальное, требующее компании, тогда как перекусить можно быстро и в одиночестве.

Тем не менее, и для традиционного чаепития, и для перекуса на первом месте при выборе продукта всегда оставался яркий вкус – ведь такие продукты должны были дарить удовольствие, а уже в дополнение к нему – утоление голода.

 

ЧТО ИЗМЕНИЛА ЭРА ПОЛЕЗНЫХ ПЕРЕКУСОВ

С развитием и обновлением культуры питания менялось и отношение к перекусам. Появились диеты и системы питания, порицающие чувство голода и открыто призывающие перекусывать в течение дня, чтобы поддерживать здоровье пищеварительной системы и избегать «срывов» во время основного приёма пищи.

Кроме того, начал меняться ритм жизни, в особенности – в больших городах. Чтобы успевать всё и везде, потребителям порой приходится жертвовать полноценным приёмом пищи или существенно его откладывать. Это также привело к усилению интереса к готовым упакованным продуктам, которые так легко и удобно есть на бегу. Так постепенно перекусы «официально» стали частью правильного подхода к питанию.

Чем сильнее рос уровень грамотности населения в отношении правильного питания, чем более подозрительными становились уже привычные готовые перекусы – многие из них оказались явно не соответствующими тренду на отказ / сокращение потребления сахара, поскольку были очень калорийными, содержащими ненатуральные ароматизаторы.

В результате, наиболее активная и продвинутая часть аудитории вернулась к корням и обратила свой взор на знакомые с детства орехи, сухофрукты да и просто свежие фрукты и овощи. В ответ на эту потребность, рынок сразу же предложил свой вариант – фруктовые и овощные батончики, хлебцы, где привычные сахар, соли и ароматизаторы заменили фруктоза, стевия, семена льна и другие модные суперфуды.

Но, по ряду существенных причин, эти продукты всё-таки не стали массовыми:

  • стоимость таких снеков, как правило, значительно превышает цену простого шоколадного батончика или пачки чипсов;
  • вкус нередко характеризуется корректным «на любителя» – насколько бы ни были эти батончики полезными, по степени удовольствия они для многих потребителей существенно уступают сладостям и солёным снекам;
  • присутствие в магазинах существенно ниже, а прилагать усилия для поиска или, тем более, закупать снеки заранее готовы только самые стойкие адепты полезного питания. Менее волевые потребители честно признаются, что «синица в руке лучше журавля в небе» – особенно, когда «синиц» такое разнообразие, и все они под рукой в прикассовой зоне любого супермаркета.

 

 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СНЕК ЭРЫ ПОЛЕЗНЫХ ПЕРЕКУСОВ?

Рост тренда на здоровые перекусы продолжает расти. Уже и слово «снек» перестаёт быть страшным и непонятным и потихоньку входит в широкую практику. Ассортимент также расширяется, включая в себя разнообразие не только батончиков, но и конфет, фруктовых / овощных / злаковых чипсов.

Более того, активное эксплуатирование здорового образа жизни и правильного питания в различных медиа создаёт вокруг них ареол всеобщей популярности, «обязательности» для современного человека.

В результате, некоторые любители сладких и солёных снеков чувствуют себя немного растерянными – вроде, вкусного хочется, но и есть его как-то уже «не комильфо».

Возникает страх быть отвергнутыми, если они не разделят идеологию своей социальной группы – что особенно важно для подростков и молодёжи, которая является ядром потребителей. Постепенно любимые, но не полезные перекусы становятся для них сначала неудобными, а затем и вовсе отвергаются – по данным РосИндекса, общее потребление упакованных снеков упало на 10 п.п. с 54% в 2014-м году до 44% в 2018-м году.

Такая тенденция обещает расти и укрепляться с помощью «нового топлива» – за счёт, например, уже проявившегося в западных странах тренда на сокращение потребления соли.

На первый взгляд, адекватной реакцией брендов должно стать стремление выйти на эту территорию – «почистить» состав, приглушить упаковку и стать натуральными.

Но стоит ли спешить с таким переходом? Несмотря на все предпосылки, быстрым процесс отказа от любимых продуктов не будет.

Поэтому на данный момент важнее найти компромисс. Пусть продукт будет иметь полезную базу, станет более экологичным, дополнится натуральными ингредиентами и акцентами в упаковке – но яркий насыщенный вкус он должен сохранить, может, даже и с сахаром или добавками, на которые можно «закрыть глаза», когда имидж продукта соответствует ожиданиям, а любимого вкуса очень хочется. Ведь, как ни крути, основная задача снека – приносить удовольствие.