ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО РОССИИ

C КОМПАСОМ МОТИВАЦИЙ CENSYDIAM

Ольга Горелова
Старший директор по работе с клиентами, Ipsos Client Organisation

Дарья Жукова
Директор по работе с клиентами, Market Strategy & Understanding

 

pic-00

Туризм как важная часть стиля жизни и способ проведения досуга интересует многие бренды. Не секрет, что в поездках россияне активно взаимодействуют с различными компаниями и их услугами – транспортными, туристическими, финансовыми, сервисными и т.п. Одни помогают сделать поездки более приятными, другие – портят впечатление. Что нужно знать о путешественниках, чтобы оказаться среди компаний и сервисов, которым туристы будут благодарны за улучшение отдыха.

Согласно последнему отчёту «Туристический барометр» Всемирной туристской организации (UNWTO), посвящённому глобальным трендам на туристическом рынке, индустрия внутреннего туризма в условиях изменившегося мира является крайне значимой для туристической области в целом. Россия – не исключение.

Акцент на развитие внутреннего туризма в 2020-2022 гг. закреплён как базовый не только в России, но и в большинстве зарубежных стран. Очевидно, что страны с более стабильным и развитым сектором внутреннего туризма будут восстанавливать свои экономические показатели быстрее в постковидный период.

Россией задача по развитию внутреннего туристического рынка была поставлена гораздо раньше, чем наступление новых реалий в условиях пандемии. Это связано с тем, что потенциал внутреннего рынка явно не раскрыт.

Тройку стран с крупнейшими рынками внутреннего туризма составляют Индия, Китай и США, согласно исследованию Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC). Далее следуют Япония и Бразилия. Наша страна с её площадью территорий и численностью населения явно должна находиться если не в лидирующей тройке, то, как минимум, замыкать пятёрку.

Пандемия COVID-19 заставила нас, жителей России, по-другому взглянуть на свою большую и красивую страну из-за вынужденного закрытия внешних границ, поехать туда, куда ранее мы бы, может, и не собрались ещё долгое время или вовсе никогда не рассматривали бы для себя такие варианты путешествий.

В этой статье мы поговорим о барьерах и мотивациях для внутреннего туризма. В статье частично использованы материалы исследования для Платформы RUSSPASS. RUSSPASS — это новый цифровой туристический сервис для организации путешествий по России как для жителей страны, так и для иностранных туристов.

 

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РОССИЯН

В качестве основы для анализа туристических предпочтений россиян использованы три показателя:

  1. Посещение города за последние два года;
  2. Статистика запросов о городе и его достопримечательностях в поисковых строках за 2019 год;
  3. Прямой вопрос городской аудитории, какой город или города хотели бы посетить в будущем.

 

Рассмотрим наиболее популярные города России

Сразу оговоримся, что Москву и Санкт-Петербург, как безусловных лидеров, мы исключили из анализа.

 

Калининград

Несмотря на свою обособленность, Калининград является постоянным участником рейтинга популярных городов для внутреннего туризма. Около 800 тысяч поисковых запросов и 41% городских жителей России, которые хотели бы посетить этот город в будущем, хотя пока фактическая доля посетивших за 2 года крайне мала.

 

Ялта

Этот город на Южном берегу Крыма с его богатой историей, достопримечательностями и природной красотой в поисковых запросах представлен мало, однако каждый третий россиянин – 35% – рассматривает его посещение в будущем, а также Ялта входит в топ-10 наиболее посещаемых городов россиянами за последние 2 года.

 

Казань

На протяжении последних двух лет первое место (после Москвы и Санкт-Петербурга), как в поисковых запросах, так и в реальном посещении, занимает столица республики Татарстан. В этот раз её суммарный результат запросов достиг почти 1,5 млн., а 30% назвали желаемым городом для будущей поездки по России.

 

Великий Новгород

Один из древнейших городов России с уникальной сохранившейся архитектурой и статусом города воинской славы востребован среди 28% россиян. И хотя он входит в топ-10 наиболее посещаемых за последние два года, его потенциал ещё явно не раскрыт, о чём говорит невысокая статистика поисковых запросов.

 

Сочи

Уникальное место, дающее возможность совместить пляжный морской отдых и отдых в горах. Привлекает для посещения в будущем 27% россиян. А по статистике поисковых запросов и посещения за последние два года этот город Олимпийских игр 2014 года является одним из самых востребованных.

 

НЕУДОВЛЕТВОРЁННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Путешествия – важная часть ментального здоровья, инструмент переключения и борьбы со стрессом. Об этом говорят и участники нашего синдикативного сообщества, где мы обсуждали способы борьбы со стрессом в разгар второй волны пандемии СOVID-19.

В настоящее время существует несколько барьеров, связанных с внутренними путешествиями, которые препятствуют росту частоты поездок по России.

 

Высокая стоимость путешествия

Основу стоимости поездки формируют цены на транспорт и проживание. Большие расстояния в нашей стране, удалённость городов друг от друга не способствуют бюджетным путешествиям. Помимо самой стоимости, достаточно часто путешественники обращают внимание именно на соотошение «цена-качество». Так, более 40% заявляют, что руководствуются этим при выборе места отдыха в России.

Неинформированность

К сожалению, следует зафиксировать недостаточно интенсивное продвижение России как привлекательного направления для внутренних туристов. Примерно 44% путешественников ожидают от идеального отдыха красивой природы, около трети – большой выбор достопримечательностей и вкусной еды. Конечно, места, которые есть в России, могут оправдать любые ожидания даже самого требовательного путешественника.

Низкий уровень сервиса

Низкий уровень сервиса во всех секторах индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров и культуры обслуживания вызывают большое недовольство. В то время как для трети путешественников именно сервис является основой идеального отдыха.

Недостаточный уровень развития инфраструктуры

Отставание уровня развития туристской инфраструктуры от темпов роста туристского интереса к территории. Недостаточность, а в ряде регионов и отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов, несоответствие придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны потребностям современных путешественников.

Безопасность

В списке ценностей россиян, в отличие от респондентов других зарубежных стран, безопасность находится на первом месте – даже выше, чем семья. Это обусловлено нашей историей, тревожностью в восприятии событий. До сих пор путешественники не рассматривают некоторые места, боясь за собственную безопасность, и таких много, около четверти.

 

МОТИВАЦИОННЫЕ СЕГМЕНТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОТДЫХЕ

Туризм позволяет разнообразить нашу жизнь и досуг, менять повседневную обстановку. При этом для разных людей потребности и представления об идеальном отдыхе отличаются. Ключевые сегменты, основанные на нашей модели Censydiam, мы рассмотрим ниже.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Об устойчивом тренде переориентирования россиян на внутренний туризм можно было бы говорить при условии увеличения показателей согласно данным статистики. Однако с подсчётами в данной области есть много проблем, они производятся с опозданием и рассматривают только те показатели, которые хотя бы на один день оставались в коллективных средствах размещения. Хотя даже осторожные данные дают намёк на то, что движение есть.

 

Наслаждающиеся жизнью
Семейственные
Релаксирующие
Хочу всё знать
Тусовщики
Энерджайзеры

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО РОССИИ С КОМПАСОМ МОТИВАЦИЙ CENSYDIAM

  • В ближайшей перспективе мы видим потенциал в развитии внутреннего туризма в России и потенциал продвижения брендов в связке с этим направлением.
  • Для анализа покупательских предпочтений мы рекомендуем применять комплекс методов сбора данных, начиная с анализа статистики, поисковых запросов и Social Media Listening, заканчивая обращением непосредственно к целевой аудитории.
  • Основу принятия управленческих решений для выбора коммуникационной стратегии и позиционирования даёт опора на мотивационные модели.

 

 

pic-12