10 СТАВОК

 

Вверх или вниз? Предлагаем вашему вниманию десять трендов – одни имеют шансы вырасти, другие – показать нисходящее движение.

Работая над ставками для этого выпуска «Flair Russia 2021: Движение вперёд», мы оглянулись на 10 ставок из выпуска «Flair Russia 2020: Устойчивое развитие. Потребители и бренды в поисках ответов», чтобы оценить изменения спустя год. Интересно, что сама тема устойчивого развития продолжает набирать обороты, растёт её актуальность во всех отраслях. Подавляющее большинство ставок прошлого года «сыграли». Но особенно хочется отметить скачок важности психического здоровья, поиска потребителем «островков стабильности» в брендах и запрос на гуманизацию бизнесов и марок. Однако из-за пандемии коронавируса, к сожалению, информационных перегрузок меньше не стало, хотя запрос на это по-прежнему очень велик.

Перед вами десять новых трендов, которые будут расти или, предположительно, пойдут на спад. Делайте ваши ставки.

 

 

ВВЕРХ

 

 

1. Фиджитал

Поиск баланса онлайнового/офлайнового, физического/цифрового во всех сферах жизни и отраслях – бизнес, образование, стиль жизни. Онлайн показал, как можно быстро увеличить охват аудиторий через виртуальные коммуникации, но одновременно акцентировал и ценность личного общения офлайн, которое стало привилегией наиболее важного и близкого круга контактов.

 

2. Бесконтактная экономика

Кассы без кассиров, рестораны и кафе с роботами вместо официантов и сотрудников на выдаче, доставка без курьеров, оплата без прикосновений, голосовые помощники – вот далеко не полный перечень того, что уже имеет возможность использовать потребитель или что перейдёт из разряда экспериментов в массовое использование в самое ближайшее время.

 

3. Электрический транспорт

Россияне демонстрируют высокий эмоциональный и практический интерес к электромобилям и видят их как технически более инновационные и оснащённые транспортные средства. Тест-драйвы, развитие зарядной инфраструктуры и обучение потребителя дадут хороший импульс к увеличению числа владельцев автомобилей из этой новой товарной категории.

 

4. Социальные коллаборации

Чем сложнее жизнь, тем больше шансов добиться успеха, объединив усилия. До недавнего времени сотрудничество конкурирующих брендов происходило за дверями скрытых от глаз массового потребителя отраслевых объединений. В 2019-м году пользователи в России были потрясены выходом трёх ведущих деловых газет – КоммерсантЪ, РБК и Ведомости – с одинаковыми обложками в поддержку журналиста. Летом 2020 года появился ещё один яркий кейс: крупнейшие игроки ритейла объединились, чтобы установить в Москве памятник курьерам, помогавшим людям в первой волне пандемии коронавируса. С учётом общественного запроса на активизацию социального вклада бизнеса и его гуманизацию, мы можем увидеть ещё интересные кейсы социальной коллаборации брендов.

 

5. Медицинские функции
в потребительских гаджетах

Пандемия, сильнее, чем чисто экономические кризисы до неё, обратила внимание массового потребителя на важность здоровья. В качестве ответа производители гаджетов начали встраивать в свои устройства всё больше опций мониторинга здоровья, ранее доступных обычно только в медицинских учреждениях – например, измерение уровня кислорода в крови, или непрерывный мониторинг температуры тела. Рядовой потребитель получает всё больше возможностей мониторинга собственных показателей здоровья с помощью персональных гаджетов и информационных систем – в том числе не только по назначению врача, но и исходя из собственной заинтересованности в контроле за здоровьем.

6. Локализация

Рост важности такой ценности, как безопасность, стимулирует потребителя приобретать товары, произведённые локально. Не всегда потребитель внутренне согласен с этим, но общемировая тенденция на обособление рынков говорит о том, что страны, меньше всего зависящие от импорта, окажутся более защищены в случае непредвиденных ситуаций, таких как, пандемия или другого рода экономические потрясения.

 

7. Функциональность продуктов питания

И рост внимания к здоровью, и старение населения, и интерес к персонифицированным продуктам питания способствуют переносу акцента с питательности продуктов на их функциональные свойства. В том числе со временем появится возможность формировать функциональность и состав продуктов питания индивидуально под конкретного потребителя – в том числе, физиологическую потребность в животной или растительной пище.

 

 

 

ВНИЗ

 

 

8. Избыточное потребление

Растущее внимание к экологическим проблемам стимулирует отказ от избыточного потребления. Антипотребление также становится следствием желания людей избавить свою жизнь от лишних вещей и более осознанно относится к расходованию своих ресурсов – локдауны во время пандемии коронавируса усилили этот запрос.

 

9. Работа, привязанная к офису

Вынужденная удалённая работа во время пандемии дала возможность и сотрудникам, и работодателям, примерить на себя новый формат работы вне офиса (или по большей части вне офиса) и задуматься либо о полном отказе от работы в офисе, либо о более редком его посещении.

 

10. Соцсети

Соцсети в их текущем виде вызывают всё больше недовольства пользователей. С одной стороны, френды не всегда оказываются единомышленниками, часто можно слышать о «зачистках». С другой – соцсети уже воспринимаются как СМИ, а, значит, контент становится предметом регулирования, как со стороны властей, так и со стороны владельцев. Блокирование постов, нарушающих внутренние регламенты соцсетей, распространение фейковых новостей и борьба с ними, стремление пользователей создавать «правильный» имидж вместо публикации «реалистичного» контента – всё это вызывает недовольство потребителей и вынуждает их искать альтернативы, например,уходить в более фрагментированные сообщества и каналы по сходным интересам.