ВСЁ МЕНЬШЕ «БЕЛЫХ ПЯТЕН»

КАК МЕНЯЕТСЯ ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИЕ В РОССИИ

Ольга Спесивцева
Менеджер по исследованиям, Brand Health Tracking

 

pic-00

Информационные технологии и, в частности, Интернет играют особую роль в распространении идей устойчивого развития и принятия идей осмысленного потребления. Как идёт развитие Интернета в России?

Сегодня интернет является одним из основных каналов коммуникации среди городского населения России. Так, по данным исследования РосИндекс на начало 2019 года, среди жителей российских городов с населением более 100 тысяч человек в возрасте 10-75 лет 94% пользуются интернетом хотя бы раз в неделю. Причём, за последние три года эта доля выросла примерно на 20%. Это произошло во многом за счёт вовлечения в онлайн-активность людей старшего возраста: если в 2016 году только треть городского населения 60+ пользовалась интернетом еженедельно, то в первом полугодии 2019 года их стало уже около 80%, и доля продолжает расти. Во многом, это является отражением тренда увеличения активного возраста пожилых людей и их более эффективной социальной адаптации после выхода на пенсию по сравнению с прошлым.

Проникновение Интернета также происходит за счёт прироста новых пользователей в небольших городах. Темпы прироста интернет-аудитории в городах с населением 100–500 тысяч человек выше, чем в мегаполисах. За последние 3 года пенетрация онлайн-аудитории в городах-миллионниках выросла на 19%, а в некрупных городах – на 24%, сократив разрыв между стратами с 10% до 4%. В будущем сохранение подобной тенденции позволит свести к минимуму различия в пенетрации и паттернах использования интернета в разных стратах, что, в свою очередь, является важным шагом на пути к цели установления равенства в доступе к информационным источникам.

Одновременно с ростом недельного пользования интернетом среди россиян увеличивается интенсивность их онлайн-активности: расширяется и становится более разнообразным набор регулярно используемых интернет-сервисов. По данным специального синдикативного проекта Ipsos OnLife, в котором исследуется поведение наиболее активной интернет-аудитории, в 2016 году доля тех, кто ежедневно пользуется хотя бы тремя сервисами (например, поисковыми системами, социальными сетями, интернет-магазинами, онлайн-кинотеатрами и др.), составляла 61% среди населения городов 100 тысяч+ старше 16 лет. На начало 2019 года их доля выросла до 79%.

 

ВРЕМЯ, ПРОВОДИМОЕ В ИНТЕРНЕТЕ

Рост пенетрации интернета, тем не менее, не привёл к существенному увеличению количества времени, проводимого в интернете за последние 3 года. Напротив, на несколько п.п. сократилась доля людей, которые пользуются Интернетом, в среднем, более 8 часов в день.

Существуют различия в интенсивности пользования интернетом в будние и выходные дни. Как и три года назад, сегодня практически все активные веб-юзеры выходят в сеть по будням (99,5%). В выходные к интернету подключаются на 10% меньше. Это говорит о том, что есть одна десятая активных пользователей, которые не выходят в сеть в выходные дни, предпочитая «цифровой детокс» и живое общение. В большей степени, это характерно для жителей некрупных городов. В мегаполисе людям чуть сложнее отказаться от интернета в выходные дни, так как они используют его не столько для работы, сколько для общения в социальных сетях, поиска информации, чтения новостей, просмотра фильмов, видео или прослушивания музыки, чем они активно занимаются и в выходные.

 

УСТРОЙСТВА ВЫХОДА В ИНТЕРНЕТ

Для того, чтобы в любое время и в любом месте иметь «под рукой» доступ к Интернету, необходимо, чтобы он был мобильным. Поэтому неудивительно, что сегодня самым популярным устройством выхода в сеть является смартфон – 95% активной интернет-аудитории предпочитают его другим устройствам. На втором месте ноутбуки, нетбуки и ультрабуки – 81% активных юзеров пользуются портативными компьютерами для выхода в сеть. Далее по популярности идут стационарные компьютеры, однако число тех, кто пользуется интернет-сервисами через десктоп, медленно, но уверенно сокращается на 6 п.п. в 2019 году по сравнению с 2016 годом. Чаще всего, это – офисные сотрудники, которые используют рабочие десктопы для выхода в интернет.

‘‘Число тех, кто пользуется интернет-сервисами через десктоп, медленно, но уверенно сокращается’’

 

ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСАМИ

Современный россиянин высоко ценит возможность быть хорошо информированным, и первым источником, к которому он обращается, является интернет. При этом, более половины активных интернет-пользователей признают дополнительные преимущества, которые интернет даёт для работы и бизнеса. Как результат, самыми популярными сервисами на протяжении уже нескольких лет остаются электронная почта (в 2019 году 98% активных интернет-юзеров пользуются электронной почтой еженедельно) и поисковые системы (96%). И эти сервисы в равной степени популярны среди пользователей всех возрастов, проживающих как в мегаполисах, так и в менее крупных городах.

На третьем месте по популярности находятся социальные сети. В 2019 году 95% активных пользователей заходили хотя бы на одну из своих страничек в соцсетях за последнюю неделю, и эта доля остаётся стабильной уже на протяжении трёх лет. Также не наблюдалось существенных трансформаций в портрете типичного пользователя: чаще, это – женщины и молодёжь, однако наметился тренд на рост популярности социальных сетей и среди людей постарше – 34-54 лет.

Самой популярной сетью по-прежнему является ВКонтакте – 93% активных пользователей Интернета посещали свою страничку в этой социальной сети за последние 3 месяца. При этом, ВКонтакте продолжает укреплять лидирующее положение за счёт значимого роста пользования среди людей в возрасте 35-54 лет и жителей городов с населением 100-500 тысяч человек. Колоссальный прирост аудитории демонстрирует Instagram – пенетрация среди активных интернет-юзеров увеличилась с 47% в начале 2016 года до 70% в начале 2019, потеснив социальную сеть Одноклассники и заняв уверенную вторую позицию. Хотя сейчас заходить в Instagram более характерно для женщин и молодой аудитории, рост пользования произошёл за счёт всех социально-демографических групп. По большей части, пользователей Инстаграма привлекает возможность смотреть фотографии друзей и только потом – публиковать свои собственные.

Комментарии и отзывы в Интернете регулярно оставляют пока только 18% активных интернет-пользователей, и ситуация не изменилась за последние несколько лет. Чаще этим занимается молодежь. При этом, гораздо больше людей читают и прислушиваются к отзывам и комментариям других людей – то есть отличаются пассивным поведением, занимая позицию стороннего наблюдателя, но не активного участника обсуждений онлайн. Особенно это характерно для пенсионеров – половина активных пользователей старше 60 лет внимательно читают отзывы и комментарии, публикуемые в Интернете, и прислушиваются к ним. Также именно старшее поколение, в большей степени, чем другие возрастные группы, беспокоится о защите информации и частной жизни в интернете. При этом среди интернет-аудитории в целом наблюдается тренд на снижение беспокойства о защите информации и частной жизни в интернете. В частности, это проявляется в слабой защите своих персональных данных (простой пароль, один пароль для нескольких сервисов и т.п.).

‘‘Старшее поколение, в большей степени, чем другие возрастные группы, беспокоится о защите информации и частной жизни в Интернете’’

Интернет-аудитория также очень активно использует развлекательные сервисы – в частности, для просмотра фильмов и видео онлайн. При этом, среди пользователей наметился тренд роста спроса на платный контент – по большей части, именно за счёт сайтов для просмотров видео или фильмов. В 2019 году треть интернет-юзеров платили за онлайн-контент, что на 4% больше, чем несколько лет назад.

Популярностью пользуются интернет-магазины: 89% заходили на соответствующие сайты за последние 3 месяца, а около 80% – совершили покупку. Востребованность онлайн-шоппинга постоянно растёт (причём, за счёт всех социально-демографических групп), хотя пока самое высокое проникновение интернет-магазинов наблюдается в городах-миллионниках.

В продолжение разговора о различиях в использовании интернет-сервисов в городах разных страт, можно отметить меньший спрос у жителей небольших городов на пользование онлайн-картами, навигационными и геолокационными сервисами, сервисами для пользования общественным транспортом (Яндекс.Транспорт, Яндекс.Расписания, Tutu.ru и т.п.). Сильно развитая инфраструктура российских городов-миллионников и более плотная сеть общественного транспорта в них обуславливает больший спрос на подобные навигационные приложения, который возникает в ответ на стремительно развивающуюся городскую среду.

Набирает популярность онлайн-образование: имеющиеся в достатке разнообразные обучающие онлайн-курсы с лёгкостью находят свою целевую аудиторию в интернете. И пусть доля слушателей подобных курсов и вебинаров пока не превышает 46% – она значимо выросла на протяжении последних трёх лет и имеет все шансы ещё сильнее укрепиться в ближайшем будущем.

 

ТЕМАТИКА ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

Наиболее распространёнными темами, за которыми активная онлайн-аудитория обращается в интернет, остаются новости и погода – их читают около половины интернет-пользователей. Причём, это характерно, в большей степени, для людей среднего и старшего возраста (от 35 лет). Старшее поколение значимо чаще онлайн-аудитории в целом посещает медицинские сайты, ищет информацию о лекарствах, интересуется темой здоровья. Молодёжь в возрасте 16-24 лет чаще пользуется интернетом для прослушивания музыки и других развлечений.

Женщины часто ищут в сети кулинарные рецепты или статьи о моде, одежде и косметике, в то время, как мужчины чаще интересуются спортивными новостями, юмористическим контентом и политикой.

Существуют также различия в популярности некоторых тематик по стратам: так, жителям городов-миллионников более характерно искать в интернете информацию о путешествиях и туризме, культуре и искусстве и ситуациях на дорогах, чем активным интернет-пользователям в целом.

‘‘‘Среди пользователей наметился тренд роста спроса на платный контент, по большей части, за счёт сайтов для просмотра видео и фильмов’’

 

ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ

Уже сегодня мы наблюдаем существенное расширение границ – географических и возрастных – в пользовании интернет-сервисами, и это только начало.

Можно выделить следующие основные тенденции в интернет-поведении россиян:

  • приближение пенетрации интернета к 100% среди городского населения России за счёт вовлечения новых, ещё не до конца охваченных слоёв (старшее поколение, жители небольших городов). Как результат – уменьшение различий в проникновении интернета в разных социальных группах;
  • всё большая «мобилизации» интернета и вовлечения в диджитал основных сфер человеческой жизни – работы, учёбы, общения, досуга, шопинга, финансовых операций и т.д.;
  • увеличение среднего количества используемых интернет-сервисов. Наметившийся рост популярности многих из них в будущем приведёт к расширению набора наиболее часто используемых сайтов, приложений и площадок, что открывает новые возможности для пользователей;
  • рост популярности платного контента в связи с ужесточением законодательства о защите интеллектуальной собственности в интернете и сокращением способов скачивания/просмотра пиратского контента;
  • развитие онлайн-торговли: рост числа шопперов, увеличение частоты покупок и расширение географии покупателей.

 

pic-03

Интернет уже стал незаменимым помощником и неотъемлемой частью жизни для многих людей. Безусловно, ещё остаются неохваченные территории, однако с каждым годом их становится всё меньше. Сегодня Интернет – один из основных каналов коммуникации, поэтому так важно быть в курсе изменений интернет-поведения населения для более эффективного взаимодействия со своей целевой аудиторией, считывания и удовлетворения зарождающихся потребностей, таких как здоровый образ жизни, ответственность, осознанность и экологичность.