УСТАЛИ ИЛИ СЛИШКОМ ЗАНЯТЫ

ЧТО МЕШАЕТ РОССИЯНАМ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?

Ольга Горелова
Старший директор по работе с клиентами, Ipsos Client Organisation

 

pic-00

Ежегодно в мире по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) со ссылкой на службу новостей ООН около 2 миллионов человек умирают от болезней, первопричиной которых стала недостаточная физическая активность или гиподинамия.

 

Гиподинамия – это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Последствиями гиподинамии становятся ожирение и атеросклероз.

Распространённость гиподинамии возрастает из-за урбанизации, автоматизации труда и увеличения роли средств коммуникации. Гиподинамию часто называют «болезнью цивилизации», ведь она является следствием освобождения человека от физического труда. За последнее столетие физическая нагрузка на человека снизилась в 100 раз.

ВОЗ проанализировала физическую активность в 168 странах мира за последние 15 лет. Эксперты пришли к выводу, что ситуация не улучшилась: рекомендованную для поддержания здоровья норму –150 минут физической активности умеренной интенсивности (быстрая ходьба, работа в саду, танцы и т.д.) или 75 минут высокой интенсивности в неделю (бег, велосипед, аэробика и т.д.) – не выполняет каждый четвёртый.

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОПУЛЯРНОСТИ
ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Во многих странах мира учёные, врачи и общество обеспокоены увеличением количества полных людей всех возрастов, особенно выделяя эту проблематику у детей и подростков. Достаточно часто врачи связывают с ожирением рост числа сердечно-сосудистых заболеваний и снижение средней продолжительности жизни человека в развитых странах.

В 2002 году ВОЗ был учреждён международный день «Движение – это здоровье», который отмечается ежегодно 10 мая и направлен на привлечение внимания к проблеме.

По данным анализа международного опыта, к наиболее эффективным способам повышения физической активности людей разного возраста и социального положения во всём мире относятся три типа программ.

pic-01

 

1. Поведенческие и социальные инициативы:

  • повышение доступности спорта для всех слоёв населения;
  • формирование привычек здорового образа жизни;
  • инклюзивность, доступность спортивных программ людям с ограниченными возможностями.

2. Изменение городской среды и транспортной политики:

  • безопасные и освещённые пешеходные зоны и велодорожки;
  • инфраструктура для занятий спортом в парках;
  • строительство спортивных комплексов, доступных широким слоям населения;
  • повышение доступности школ в вечернее время для занятий спортом;
  • использование для занятий спортом любых доступных пространств: парковок, магазинов спортивной одежды, пустующих помещений.

Примеры программ: мобильное приложение для тренировок в парках на тренажерах – описание оборудования и программ занятий, доступных в каждом парке, QR-коды на информационных стендах, просканировав которые можно увидеть доступные упражнения, мобильный спортзал в автобусах и др. Например, в России спортивные приложения установлены на смартфонах у 15% активных интернет-пользователей.

3. Стратегии коммуникации и информирования:

  • сайты, приложения, кампании в СМИ по популяризации здорового образа жизни и повышения ежедневной двигательной активности за счёт простых физических упражнений;
  • работа с психологическими барьерами, мешающими людям заниматься спортом.

Примеры программ: приложения для поиска партнёров для занятий спортом и группы в соцсетях, пропаганда любительского спорта, мобильные приложения с советами по снижению веса и др.

 

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ В ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ
И СПОРТ В РОССИИ

По данным исследования, проведённого Ipsos по заказу Управления по организации и проведению спортивных мероприятий в июне 2019 года, только 38% городских жителей России в возрасте старше 18 лет занимаются физической культурой с рекомендованной врачами частотой 2 раза и более в неделю. Ещё примерно такое же количество – 37% – занимаются реже 2-х раз в неделю или нерегулярно, решая ситуативные задачи (например, убрать лишний вес к предстоящему отпуску). Четверть россиян сообщили об отсутствии физической активности за последний год, чуть больше половины из которых (61%) не вовлекались в активности и ранее.

В последние годы положительная динамика роста физической активности населения обеспечивалась, в первую очередь, за счёт детей и молодёжи. В настоящее время 77% учащихся и студентов систематически занимаются физической культурой и спортом. Среди женщин 30-54 лет и мужчин 30-59 лет систематически физической активностью и спортом занимаются 22%, среди женщин 55+ лет и мужчин 60+ лет – 6%

Наличие лишнего веса, желание сохранить физическое и психическое здоровье, стать более привлекательным, изменить свою жизнь, а также выработанная с детства привычка регулярно заниматься физической культурой и спортом – основные мотивации для мужчин и женщин среднего и старшего возраста. Среди самых распространённых причин отказа от физкультурно-спортивных практик респонденты обозначили общую усталость (23%) и нехватку времени (30%). Около 31% респондентов уверены, что заниматься физической культурой и спортом можно время от времени («занимаюсь, когда хочется, в удовольствие»).

В 2019 году Указом Президента РФ утверждён федеральный проект «Спорт – норма жизни» в рамках национального проекта «Демография». Его цель – к 2024 году увеличить до 55% долю граждан, регулярно занимающихся физической активностью и спортом. Это означает, что дополнительно нужно вовлечь в занятия физической культурой не менее 25,3 млн. человек.

Уже сейчас на государственном уровне инициировано множество массовых мероприятий, в которых принимают участие миллионы людей по всей стране: «Лыжня России», «Оранжевый мяч», «Кросс Нации» и многие другие.

 

РОЛЬ БИЗНЕСА В ПРОДВИЖЕНИИ
АКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В исследовании мы проанализировали примеры корпоративных спортивных программ в государственных и частных российских компаниях из следующих сфер экономики: добывающая промышленность, металлургия и машиностроение, железные дороги, банковский сектор и телекоммуникации.

Больше всего внимания развитию спортивной инфраструктуры уделяют добывающие и металлургические предприятия, которые часто являются структурообразующими предприятиями в регионах. Многие давно существующие промышленные предприятия сохраняют и развивают спортивные традиции советского периода, в частности, Спартакиады трудящихся.

Социальная корпоративная политика в области поддержки физкультуры, спорта и здорового образа жизни включает в себя, как правило, несколько направлений деятельности.

1. Оздоровительные и тренировочные занятия для сотрудников:

  • собственная инфраструктура и спортивные секции с тренерами;
  • спортивные залы для сотрудников на предприятиях;
  • корпоративная скидка на абонементы в фитнес-клубы или компенсация за покупку платного абонемента;
  • доступ к занятиям спортом / фитнесу для членов семьи.

2. Корпоративные спортивные мероприятия:

  • спартакиада / корпоративные игры;
  • корпоративные турниры по отдельным видам спорта;
  • благотворительные забеги;
  • семейные спортивные праздники;
  • детские спортивные школы и клубы.

3. Поддержка профессионального спорта:

  • спонсирование профессиональных клубов;
  • сотрудничество с российскими спортивными федерациями;
  • организация собственных турниров.

4. Развитие инфраструктуры:

  • строительство и реконструкция спортивных объектов в городах присутствия компаний: многофункциональные спортивные комплексы, стадионы, бассейны, ледовые дворцы, спортивно-развлекательные комплексы.

У социально ответственных коммерческих компаний есть масса возможностей внести свой вклад в развитие привычек активной жизни в России. Это – та цель, которая, безусловно, достойна того, чтобы её поддерживать. Уровень доверия сотрудников своему работодателю очень высок. Поэтому многие социально важные активности, предлагаемые работодателем, будут встречены сотрудниками с высокой заинтересованностью.

Бизнес может запускать свои собственные программы для сотрудников, поощрять внутренних волонтёров, готовых инициировать спортивные активности для коллег, и / или участвовать в уже существующих внешних проектах на правах партнёров и спонсоров – поддерживать спортивные активности, организуемые некоммерческими организациями и государственными структурами. В том, что касается продуктов, которые компания предлагает своим клиентам, также есть огромные возможности для интеграции элементов активного образа жизни, независимо от отрасли. Например, в продуктах питания и напитках уже прочно закрепились специальные линейки товаров для тех, кто занимается фитнесом. А банки предлагают использовать подсчёт пройденных шагов для пополнения счетов. Тема спорта и активного образа жизни легко интегрируется с любым потребительским продуктом, возможности ограничены только уровнем креатива команды, продвигающей бренд. А за отправную точку можно взять самые популярные виды спорта, которыми занимаются россияне.

 

pic-03

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всём мире растёт движение за здоровый образ жизни. Всё больше людей понимают: физическая активность просто необходима для сохранения здоровья. Россия не стала исключением и предпринимает усилия для вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом как с помощью государственных программ, так и через программы социально ориентированных государственных и частных компаний. О результативности этих усилий можно будет судить по достижению показателей к 2024 году. А пока задумайтесь, сколько раз за последнюю неделю занимались физической культурой и спортом лично Вы?