СЛОВО РЕДАКТОРА

Ив Бардон
Программный директор Ipsos Flair, Ipsos Knowledge Centre

Больше, чем когда-либо, Россия присутствует в повестке дня мировых СМИ. Другие страны появляются там по исключительным поводам (возведение на престол нового императора Японии, коронация нового короля Тайланда), экологические катастрофы или разрушительные цунами (в Индонезии, например), неординарные события (импичмент президент США), зрелищные спортивные события, ультрадемонстрации, такие как в Париже, Сантьяго-де-Чили или Гонконге.

Россия же ежедневно в центре внимания со множеством тем: международные стратегии, экономика, культура, история, спорт, технологии, отношения с Европой, где страна сталкивается с рядом вызовов.

 

Геополитические вызовы, учитывая уникальное место России в мире

С одной стороны, «центр тяжести» страны приходится на европейскую часть территории (там проживает 80% населения, более 110 миллионов жителей); с другой – правительство выстраивает партнёрские отношения с Азиатско-Тихоокеанским регионом (в приоритете – Китай) и развивающимися странами. Каким должен быть дипломатический и экономический баланс?

 

Демографические вызовы

Население России сокращается «катастрофически», считает вице-премьер России Татьяна Голикова. Россия потеряла более пяти миллионов человек с 1991 года в результате сокращения рождаемости, последовавшей за распадом СССР. Уже четвёртый год подряд число рождений меньше, чем число смертей, и ожидается, что в 2019 году численность населения дополнительно сократится более чем на 200 тысяч человек. Как побудить население иметь больше детей? Политика рождаемости является одним из приоритетов национального бюджета с суммой более 8 миллиардов евро на различные цели.

 

Экономические вызовы

С 2014 года доходы стагнируют, инфляция беспокоит 77% россиян, а рецессия наблюдается по всей стране. Однако, похоже, что рецессия уходит, особенно благодаря активному участию России в международной торговле, например, со странами BRICS. Товарооборот между Россией и BRICS в 2018 году увеличился на 22,5% и превысил 125 миллиардов долларов. Обнадёживает то, что рейтинг «Ведение бизнеса 2020» Всемирного банка и Международной финансовой корпорации демонстрирует прогресс: Россия перемещается с 31-го на 28-е место между Австрией и Японией благодаря укреплению финансовой системы и развитию электронной инфраструктуры.

 

Психологические вызовы из-за неопределённости будущего и нынешнего контекста

В сентябре 2019 года 42% россиян считали, что «страна движется в правильном направлении» (+ 1% к июню 2019 года), согласно глобальному исследованию Ipsos «Что беспокоит мир» (для сравнения – среднемировое значение составляет 39%). Бедность и социальное неравенство беспокоят 58%, коррупция – 53%, безработица – 37% россиян. Как восстановить доверие?

У России есть ресурсы, чтобы противостоять этим вызовам, и страна может рассчитывать на основные изменения для достижения успеха.

 

Головокружительное распространение интернета

В настоящее время Россия занимает 3-е место по числу активных пользователей Интернета со 110 миллионами пользователей после США (286 миллионов) и Китая (738 миллионов). Эта трансляция даёт россиянам беспрецедентный доступ ко всем типам контента и онлайн-торговли (оборот которой оценивается в 694 миллиарда долларов в 2019 году).

 

Осведомлённость об экологических проблемах

Лесные пожары или засуха усиливают опасения, и обзор The Climate Mobilization Observatory / сентябрь 2019 года показывает, что 68% россиян ощущают изменения в окружающей среде: антропогенное воздействие, загрязнение окружающей среды и увеличение объёма мусора (пластик, упаковка) названы в качестве трёх основных проблем. 67% соглашаются с утверждением «мы ощущаем изменение климата»; 55% говорят, что они обеспокоены больше, чем пять лет назад; 51% считают, что и их сограждане тоже разделяют эту озабоченность. На заметку: каждый второй россиянин считает, что его страна является одним из самых крупных производителей CO2 в мире.

 

Желание действовать, исходя из своего потребительского выбора

Сначала изменение поведения было обусловлено кризисом, который проявился, в первую очередь, в снижении покупательной способности. Сейчас на потребителя влияет доступность информации, личная осведомлённость, осознанность и готовность действовать – они и определяют выбор того или иного продукта или услуги, а также их цены.

Потребление и изменение климата связаны между собой: 49% россиян считают, что определённые типы потребительского поведения могут снизить ущерб окружающей среде, а 51% говорят, что они уже что-то изменили в своём поведении (в том числе, 45% выбрали вариант ответа «да, в некоторой степени»).

Окружающая среда находится в центре того, чем сегодня озабочена Россия. Вопросы экологии влияют на персональную мотивацию (поддерживать хорошее здоровье и иметь высокое качество жизни на пенсии, употреблять органические продукты питания и пользоваться органической косметикой, делать выбор между покупкой, арендой или обменом товарами, что видно на примере роста совместного использования автомобилей) и на корпоративные ценности (эффективное управление ресурсами компаниями, социальная ответственность, уважение к природе и живым существам).

Вопросы устойчивого развития занимают центральное место в обществе, и это шире, чем экология: они охватывают многие социальные вопросы, включая равенство прав, развитие городов. Но в фокусе внимания этого выпуска Ipsos Flair «Россия 2020. Устойчивое развитие: потребители и бренды в поисках ответов».

Можно даже сказать, что это очень созвучно жизненной философии «славянской души», если вспомнить пейзажную живопись девятнадцатого века Саврасова, Каменева или Поленова и слова Льва Толстого: «на горе в лесу упивался природой просто и счастливо».

Сегодня вопросы окружающей среды тесно связаны со всем, что касается жизни потребителей, и это должно влиять на стратегии маркетинга, на контент в СМИ, на размещение рекламы и т.д., а также на всех тех, кто в это вовлечён.

В нашем втором выпуске обзора «Ipsos Flair. Россия 2020» собраны материалы, в которых мы поделились инсайтами и ключами к успеху в потребительских секторах. Мы надеемся, что это поможет нашим клиентам в разработке наиболее эффективных стратегий, потому что сегодня как никогда актуален тезис «Ты действуешь лучше, когда ты уверен».

pic-00