САХАР

ГОТОВ ЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ «СЛАДКОГО ПЛЕНА»?

Ольга Хрущева
Руководитель сервисной линии Market Strategy & Understanding

 

pic-00

Жаркие дискуссии разворачиваются в обществе в последние годы вокруг избыточного потребления сахара как одной из причин лишнего веса. Так, в Министерстве здравоохранения РФ прорабатываются меры по сокращению потребления россиянами сахара – например, возможные акцизы на продукты и напитки с его высоким содержанием. Однако готовы ли мы менять свои привычки, готовы ли признать, что проблема действительно актуальна? Рассмотрим в этой статье.

 

Исследование Ipsos MORI показало, что количество людей с излишним весом и ожирением существенно недооценивается во всём мире. Потребителям свойственно закрывать глаза на эту проблему, и особенно этот паттерн поведения характерен для России, где реальность и представления о ней расходятся практически в 2 раза. Большинство россиян устраивает их вес, и мало кто готов следить за калориями в еде. Тем не менее проблема веса нас волнует, поскольку половина пробовала хотя бы раз сидеть на диете, несмотря на все сомнения в её эффективности.

ДИЛЕММА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Значение здорового образа жизни в нашей стране растёт в последние годы. При этом, с одной стороны, российские потребители хотят поддерживать его за счёт правильного питания, а с другой – вкус остаётся ключевым фактором выбора в большинстве продовольственных категорий, и наши потребители не готовы им жертвовать. Более того, в последние несколько лет в России растёт количество «сладкоежек». Причём, их численность увеличивается во всех возрастных группах – как среди женщин, так и среди мужчин, которые традиционно менее склонны признавать за собой любовь к сладкому.

При употреблении продуктов, содержащих сахар, резко повышается уровень дофамина в организме, что воспринимается человеком как ощущение счастья и побуждает снова и снова есть десерты и сладости. Как следствие, наше стремление поддерживать правильное питание зачастую входит в противоречие с желанием получить такое знакомое удовольствие, эмоциональный комфорт и награду, которые нам дарят содержащие сахар продукты.

 

ОТНОШЕНИЕ К ШОКОЛАДУ И ГАЗИРОВКЕ

Молочный шоколад стал неотъемлемой частью нашего рациона: для 82% россиян потребление шоколада в умеренных количествах является приемлемой нормой поведения2. При этом подавляющая часть аудитории считает, что употреблять шоколад можно практически без возрастных ограничений. В этих условиях особенно актуальным становится вопрос помощи производителей кондитерских изделий в контроле за размером порции – например, путём создания «детских» порций, снижения общего веса продукта.

 

pic-01

 

Отношение к сладким газированным напиткам в России уже не столь однозначное, как к шоколаду. Потребители почти в два раза переоценивают количество сахара, содержащееся в сладких газированных напитках, а также количество энергии, которую нужно потратить, чтобы сжечь весь сахар, который в них содержится. Как следствие, становится допустимой идея о введении возрастного ценза на употребление сладких газированных напитков. При этом россияне более критично настроены по отношению к сладким газированным напиткам, чем в некоторых развитых странах, таких как США, Франция, Швеция, Япония. В связи с этим шаги, направленные на снижение содержания сахара, которые уже предпринимаются в производстве сладких газированных напитков, становятся особенно актуальны для российских потребителей.

 

pic-03

 

Таким образом, в борьбе между ответственным потреблением сахара и стремлением получить удовольствие безо всяких ограничений на данный момент зачастую побеждает последнее. Для увеличения ответственного потребления сахара ещё очень многое предстоит сделать. Ближайшее будущее производителей, поддерживающих тренд ответственного потребления, за поиском компромиссных решений, позволяющих, с одной стороны, удовлетворить потребность в сладком, а с другой – помогающих существенно сократить потребляемое количество сахара.