ОБРАЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

КАКИЕ ЦЕЛИ СЧИТАЮТ ВАЖНЫМИ ЖИТЕЛИ РОССИИ?

Мила Новиченкова
Директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos в России

 

pic-00

Благодаря активности общественных организаций, под действием программ корпоративной ответственности бизнеса и увеличивающегося числа публикаций в СМИ растёт уровень осознанности и социальной ответственности потребителя в России, и формируется его восприятие важности целей устойчивого развития, заявленных ООН.

 

В августе 2019 года компания Ipsos провела глобальный опрос по заказу Всемирного экономического форума, чтобы выяснить, как оценивают важность целей устойчивого развития жители разных стран мира, в том числе и России. Мы попросили респондентов из 28-ми стран оценить цели, сформулированные ООН, по шкале от «совсем не важно» до «очень важно». По результатам исследования, большинство опрошенных в России и в мире поставили высшие оценки из предложенного диапазона.

По ответам в России на первом месте с одинаковыми значениями в 91% оказались Цель 2 (ликвидания голода) и Цель 3 (хорошее здоровье и благополучие). Далее с равными значениями 89% идут Цель 1 (ликвидация нищеты), Цель 6 (чистая вода и санитария) и Цель 11 (устойчивые города и населённые пункты).

На последнем месте по важности для россиян и с большим отрывом от остальных оказалась цель 5 – гендерное равенство, которой только 55% опрошенных присвоили высокую важность, оправдывая общее представление о России как о стране с очень традиционными взглядами на гендерные роли, а также давая понимание, что в мире есть и более важные общественно значимые проблемы, чем равенство мужчин и женщин. Для сравнения – в целом, по глобальной выборке, цель оценили как важную 74% опрошенных.

 

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО

Интересно посмотреть на пятую цель по подгруппам. Доля женщин, которые оценивают задачу достижения гендерного равенства как важную, выше и глобально, и в России. Но в России разрыв между восприятием у женщин и у мужчин огромен. Если глобально доля считающих важным гендерное равенство женщин больше аналогичного значения у мужчин на 8 п.п., то в России этот разрыв составляет целых 26 п.п. – важным эту цель считают 67% женщин и только 41% мужчин! Также высокую важность цели присваивают люди с высшим образованием, в частности, по причине более широкой осведомлённости о проблеме (также 67%), и имеющие низкий уровень доходов (69%), так как в низкодоходном сегменте разные формы гендерной дискриминации чаще встречаются на работе и в семье – более низкие зарплаты для женщин, семейное насилие и пр.

Другое исследование, проведённое Ipsos в начале 2018 года, показало, что тройку самых важных проблем, с которыми сталкиваются женщины в России, составляют домашнее насилие (27%), поддержка беременных и недавно родивших мам (24%), а также баланс работы и обязанностей в семье и по дому (20%). Это существенно отличается от глобальной картины, где тройку лидеров составляют сексуальные домогательства (32%), сексуальное насилие (28%) и физическое насилие (21%). В России сексуальные домогательства считают важной проблемой только 7% опрошенных. В то время как сексуальное насилие делит четвёртое место по важности проблем с доступностью занятости и неоплачиваемой работой по дому, которая ложится на женщин (18%). Физическое насилие над женщинами считают важной проблемой 16% опрошенных в России.

 

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И ИНФРАСТРУКТУРЫ

Ещё по двум смежным целям ответы в России значительно превышают результаты, полученные по глобальной выборке. Это Цель 11 (устойчивые города и населённые пункты) и Цель 9 (индустриализация, инновации и инфраструктура). Эти две цели тесно связаны с таким направлением как развитие территорий, которому в последнее время в России уделяется всё больше внимания. В частности, решению задачи повышения качества жизни населения, удержания специалистов, привлечения квалифицированных рабочих кадров и туристов способствует национальный проект «Жильё и городская среда».

По данным исследования Ipsos Global Infrustructure Index 2018, только 27% опрошенных россиян удовлетворены национальной инфраструктурой. Для сравнения, такой индекс в Саудовской Аравии составляет 71%, в Японии – 50%, в Германии – 45% и в США – 28%.

Более всего россияне удовлетворены уровнем развития цифровой инфраструктуры (широкополосные сети, 5G и пр.), обеспечением электроэнергией, железными дорогами и аэропортами (значения более 60%). Удовлетворённость федеральными дорогами составляет 45%, ЖКХ – 38%, локальными дорогами – 26%. При этом 67% респондентов в России считают, что в стране недостаточно делается для развития инфраструктуры.

В начале ноября 2019 Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало результаты оценки качества городской среды в российских городах. Исследование показало существенное различие городов России по уровню жизни. При этом подавляющее большинство участвовавших в оценке городов не преодолели отметку в 50% от максимально возможного балла. Самый высокий балл по качеству городской среды набрала Москва. Наименьшая доля населённых пунктов с благоприятной городской средой зафиксирована среди малых городов, а самые хорошие результаты показали города с населением от 250 000 до 1 млн человек (Владивосток, Сочи, Тула и т.д.). Десятку городов с самым низким качеством городской среды почти полностью составили малые города с населением от 5000 до 25 000 человек.

Целями национального проекта «Жильё и городская среда» предусмотрено увеличение значений индексов качества среды на 30% к 2024 году. Число городов с неблагоприятной городской средой должно сократиться в два раза.

 

ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО

Цель 12 – ответственное потребление и производство – считают важной 85% опрошенных россиян. Это на 6 п.п. больше в сравнении с глобальной выборкой. Тема ответственного потребления и производства широко освещается в СМИ и обсуждается в профессиональных сообществах.

Потребитель в России сейчас скорее сбит с толку и обилием информации, и смысловым наполнением понятий, а также тем, как ему перестроить своё поведение и покупки.

В России тема ответственного потребления набирает обороты – для 55% россиян, опрошенных в рамках Ipsos Trend Survey, забота об экологии становится всё более актуальной. В отличие от глобальных приоритетов, сфокусированных, в первую очередь, вокруг глобального изменения климата, в России во главу угла ставятся вопросы именно ответственного потребления. Пластиковая упаковка – новый активный раздражитель для половины россиян. Уже каждый пятый старается тратить меньше воды и электричества, заботясь об экологии.

Бизнес же воспринимается как недостаточно экологически ответственный – 81% опрошенных в России в рамках глобального исследования Ipsos соглашаются с тем, что компании не уделяют достаточно внимания окружающей среде. Справедливости ради, надо заметить, что это общее отношение для большинства из двадцати стран, принимавших участие в исследовании. За исключением Японии, где всего половина опрошенных придерживается такой точки зрения, минимум начинается с 71% в США.

Важно отметить, что в России тема экологии не воспринимается как становящаяся слишком назойливой. Среди всех опрошенных стран, в России наименьшая доля тех, кто считает, что разговоры об экологии становятся уж слишком утомительными. Напротив, с 2013 года доля людей, которым тема экологии кажется назойливой, сократилась на 7 п.п. и сейчас составляет 22%. Глобально усталость от избытка разговоров об экологии в публичном пространстве за этот же период выросла с 33% до 37%.

Можно сказать, что тема экологиченности и в более широком контексте ответственности бизнеса становится неотъемлемой частью ежедневного быта россиян. Каким образом происходит встраивание ответственности потребления и измененения отношения к здоровью как к одному из ключевых факторов устойчивого развития, мы подробнее обсудим в двух отдельных разделах Ipsos Flair Russia 2020.

 

pic-01

 

pic-02