ДАВАЙТЕ ДЕЛИТЬСЯ

АДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ СЕРВИСОВ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИИ

Александр Яковлев
Старший директор по работе с клиентами автомобильного сектора по Центральной и Восточной Европе

 

pic-00

Непривычную пока русскому слуху фразу «полностью автономная электрическая мобильность» всё чаще употребляют как синоним «транспорта будущего». Использование технологий «подключенного» / беспилотного авто, электрификации и совместной мобильности позволят, например, заказать через приложение в смартфоне беспилотное такси, которое отвезёт клиента в аэропорт, после чего самостоятельно доедет до ближайшей станции, где зарядит свой аккумулятор в бесконтактном режиме, и будет готово выполнить следующий заказ.

Цифровая эпоха и эпоха «экономики совместного пользования» существенным образом меняют отношение людей к владению чем-либо. Собственный автомобиль постепенно перестаёт восприниматься потребителем как практически безальтернативный символ независимости / гибкости передвижения. Развитие сервисов такси и краткосрочной аренды автомобиля (каршеринга) сделало возможным простой, быстрый и недорогой доступ к автомобилю без необходимости владения им. Автопроизводители со своей стороны также активно инвестируют в сервисы «совместной мобильности», видя это как одну из стратегических составляющих их будущего бизнеса. Многие каршеринговые компании, например, в Европе, полностью, или частично, принадлежат автопроизводителям. Именно этот тренд – пользование вместо владения – лежит в основе трансформации бизнес-моделей автопроизводителей в сторону зарабатывания не только на продаже и обслуживании автомобилей, но и от самого факта их использования. К примеру, CEO of Volvo Cars, Håkan Samuelsson, в одном из своих интервью предположил, что «краткосрочная аренда будет самым распространённым способом использования автомобиля в ближайшем будущем».

Сравнивая развитие сервисов совместной мобильности в России с другими странами, мы видим, что российские потребители оказались одними из самых открытых к этим нововведениям. При этом, если потребители в других странах рассматривают совместную мобильность как альтернативу личному транспорту в будущем, то большинство россиян считают, что владение автомобилем будет так же важно, как и сегодня, а услуги совместной мобильности, соответственно, будут лишь дополнительными видами передвижения, которыми можно воспользоваться от случая к случаю.

 

РАЙДШЕРИНГ

Рынок такси в России за последние несколько лет претерпел колоссальные изменения. С 2014 года он вырос более чем в 2 раза в объёме, при этом существенно изменившись и структурно. Традиционные таксопарки с собственными автомобилями и штатными водителями постепенно уступают свои позиции так называемому райдшерингу. Приход на рынок агрегаторов YandexTaxi, Gett, Maxim и др. дал возможность многим автомобилистам подключиться к службам заказа такси, получить лицензию и, тем самым, использовать свой личный автомобиль в легальной таксомоторной деятельности. Соединив сотни тысяч таксистов и миллионы потребителей через простой и удобный сервис заказа, агрегаторы смогли побороть болевые точки классической модели такси: для водителей – существенно сократились среднее время простоя и холостой пробег машин; для пассажиров, соответственно, уменьшились стоимость поездки и время ожидания. Как результат, уходит в прошлое и практика «голосования» / быстрого поиска машины с улицы. Потребители оценили существенно возросшую личную безопасность при заказе машины через известную компанию (пусть и с водителем-частником) по сравнению с «бомбилами», которые как раз и занимали сегмент «короткой поездки по пути недорого» до прихода цифровых агрегаторов на рынок.

Всё это привело к тому, что современный райдшеринг стал альтернативой не только классическому такси, но и другим видам транспорта. Россияне отметили, что пользуются райдшерингом в тех ситуациях, когда раньше использовали бы общественный транспорт (71%), традиционное такси (66%), личный автомобиль (48%), или пошли бы пешком (36%).

 

pic-01

 

КАРШЕРИНГ

Первые сервисы каршеринга появились в России в 2013 году – ими стали компании Anytime в Москве и Street Car в Санкт-Петербурге с совокупным парком около 200 машин. Однако, старт фазы активного роста приходится на конец 2015 года, когда Правительство Москвы утверждает программу «Московский каршеринг». В рамках этой программы каршеринговые компании получают дополнительные льготы и субсидии, а потребитель, в свою очередь – возможность бесплатной парковки автомобилей каршеринга. В 2018 году на рынок каршеринга Москвы заходит Yandex Drive, c суммарным парком около 6500 машин к концу года, что существенно усиливает рост и без того динамичного рынка. По состоянию на начало октября 2019 года, Москва уже занимает первое место в мире по объёму каршерингового автопарка – около 25 000 автомобилей.

Вместе с тем, несмотря на такую динамику и объём, московский рынок каршеринга нельзя назвать полностью насыщенным. В качестве барьеров к пользованию каршерингом москвичи отмечают ответственность за арендованное авто после пользования им и до передачи его следующему пользователю (50%), невозможность закончить аренду вне строго определённых зон / пределов города (38%), отсутствие свободных каршеринговых автомобилей поблизости (35%) и общий недостаток знаний о каршеринговых услугах (33%). Очевидно, что с развитием каршеринга, ситуация по каждому из этих факторов улучшится естественным образом, открывая возможность к ещё более интенсивному использованию этого сервиса.

Стоит также отметить, что уже сейчас каршеринг оказался востребованным не только в Москве. В настоящее время российский каршеринг объединяет в себе почти 30 000 автомобилей от 27 разных операторов в 15 городах страны – прежде всего, это города-миллионники, а также курортные города.

 

pic-02

 

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

pic-03

 

Говоря о будущем, важно ещё раз отметить, что электрификация, беспилотные автомобили, совместная мобильность не являются чем-то тестовым. Это уже принятые стратегии большинства мировых автопроизводителей, в которые направлены существенные инвестиции. С точки зрения внедрения – в первую очередь, оно будет происходить в мировых столицах. С одной стороны, именно здесь максимально остро стоят проблемы пробок и загрязнённости воздуха – соответственно, максимально совпадают интересы бизнеса и городских властей, заключающиеся в сокращении количества машин на дорогах. С другой, ограниченные периметры городов, позволяющие оснастить их необходимой инфраструктурой (зарядные станции для электромобилей, автомобили совместной мобильности) при высокой плотности населения и высоком уровне спроса, позволяют сделать эти направления по-настоящему массовыми.