ЕДА, В КОТОРОЙ НЕТ...

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЫБОР ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Анна Барабанова
Руководитель группы, Market Strategy & Understanding

 

pic-00

Хищник ли человек или – существо травоядное? Споры между мясоедами и теми, кто утверждает, что человек вполне может обходиться без животного белка, не утихают. Тем временем, повинуясь тренду, российские супермаркеты и ресторанные сети начинают предлагать своим клиентам растительные заменители мяса. Как встретит потребитель новый продукт?

 

На каждый тренд найдётся антитренд, как и в случае с потреблением мяса: несмотря на то, что в целом в мире по данным Продовольственной и Сельскохозяйственной организации ООН (FAO), потребление мяса растёт в объёмах, также растёт и доля людей, которые отказываются от мяса. Этические и экологические вопросы в совокупности с потребностью следить за своим здоровьем и следовать моде подсказывают разные способы решения проблемы полноценного рациона без мяса.

Вегетарианство в разных формах продолжает привлекать последователей. В частности, 3% опрошенных в России сообщили, что за 2018 год употребляли меньше мяса или вовсе отказались от этого продукта.

Каждый десятый опрошенный в исследовании Ipsos Global Views on Food житель в России старается избегать потребления мяса, птицы или рыбы (11%). Однако, несмотря на глобальные тенденции, культурные и экономические нюансы существенно определяют этот тренд. В некоторых странах особенно сложно ожидать, что растительная пища полностью заменит собой привычный продуктовый набор. В России, например, практически все едят то или иное мясо, и почти половина жителей считают мясо главным продуктом питания. Так, по данным исследования РосИндекс, 88% россиян регулярно едят мясо (свинина, говядина и т.п.); 94% регулярно едят мясо птицы; 43% считают мясо главным продуктом питания. Наша страна относится к группе «стран-мясоедов», где соседствует со странами Восточной Европы, США, Аргентиной и Южной Кореей.

Пока нынешнее поколение думает о замене животного мяса по этическим и экологическим причинам, в далёкой перспективе маячит вопрос о том, как накормить всё растущее население планеты. В связи с этим уже сейчас производители ищут альтернативу традиционному мясу. Россию это затрагивает в меньшей степени, так как мы снова столкнулись с сокращением численности населения, поэтому наш интерес к заменителям мяса не вынужденный – скорее он продиктован любопытством. По данным исследования РосИндекс, половина опрошенных говорят, что им нравится пробовать новые продукты питания, самая высокая доля открытых к подобным экспериментам – в возрастной группе 20-34 года.

Мясо на основе растительных компонентов (plant-based meat) уже сейчас есть на рынке, и потребление его растёт из года в год. По оценке инвестбанка Barclays, объём мировых продаж альтернативного мяса в течение десяти лет может достигнуть $140 млрд и составит 10% от всего объёма рынка мяса. Наиболее известные растительные заменители мяса – тофу, темпе и сейтан. Однако «настоящее» растительное мясо, по своему внешнему виду и текстуре похожее на натуральное мясо, пока стоит значительно дороже обычной говядины или свинины.

 

pic-01

 

Альтернативой растительному мясу является искусственное мясо (clean meat), которое состоит из полноценной мышечной ткани, выращенной «в пробирке». Такое мясо никогда не принадлежало животному и потому может быть альтернативой для «этических» вегетарианцев. Пока работы над этой инновацией ещё ведутся, и до выхода полноценного «искусственного» мяса на рынок ещё далеко. Вопросы, возникающие при разработке, связаны с достижением необходимого набора микроэлементов и питательных веществ, привычных вкусов, текстуры, структуры и внешнего вида этого продукта. К тому же производителям надо решить проблему экологичности производства.

Готов ли российский рынок к таким инновациям? Пока растительное мясо, похожее на настоящее, в премиальном ритейле продаётся по цене около 3000 рублей за килограмм, массовый переход на этот продукт точно не ожидается. Он останется нишевым и будет доступен жителям крупных городов с доходом заметно выше среднего.

Ещё одним ограничительным фактором для активного распространения заменителей мяса в России может стать тренд, который можно обозначить как «еда, в которой нет…», последователи которого избегают продуктов с неизвестными или подозрительными компонентами. Всё ещё процветают установки против сои, глютена, пальмового масла, ГМО и Е-добавок. Производители обещают, что в растительном мясе всех этих компонентов не будет, при этом оно будет содержать все необходимые человеку нутриенты. Однако вопрос о том, за счёт чего продукты выглядят как мясо, пахнут как мясо и имеют вкус мяса, но мясом не являются, с высокой вероятностью может породить в нашей стране нового «врага». В первую очередь, речь идёт о поколении 35-летних и старше, среди которых доля людей, заинтересованных в здоровом питании, выше, чем среди всего населения России в целом. В том числе среди этой возрастной группы больше противников продуктов с ГМО.

 

pic-02

 

Однако при улучшении технологий производства и активной информационной поддержке, как молодая аудитория, открытая инновациям, так и более взрослая часть населения, сильнее озабоченная потреблением здоровой пищи, будут как минимум рассматривать альтернативу животному мясу. А тренд на экологическую осознанность тем временем дополнит индивидуальную мотивацию социальной.